Доклад
на педагогический совет №3. «Полиязычие – веление времени».
Полиязычие – это веление времени,
поскольку весь мир полилингвистичен. В эпоху ускоренного развития
информационной технологии и рыночной экономики Глава государства поставил перед
системой образования задачу подготовки специалистов, свободно владеющих
несколькими языками. Полиязычие применительно к языковой ситуации современного
Казахстана отражена в Послании Президента Республики Казахстана Н.А.Назарбаева
«Новый Казахстан в новом мире», где в целях обеспечения конкурентоспособности
страны и ее граждан предложена поэтапная реализация культурного проекта
«Триединство языков», согласно которому необходимо развитие трех языков:
казахского как государственного языка, русского как языка межнационального общения и английского как языка
успешной интеграции в глобальную экономику. В обществе растет потребность в
полиязыковой личности, но отсутствует система полиязычного образования.
Необходимо совершенствование нормативно-правовой и научно-методической базы
полиязычного образования. Цель полиязычного образования:
1. Становление полиязыковой
личности.
2. Личностная самореализация
в современных условиях общественных отношений.
3. Профессиональная
конкурентоспособность.
4. Социальная мобильность.
Программа полиязычного
образования, внедряемая в Казахстане, является уникальной и подразумевает, в
отличие от западных аналогов, параллельное и одновременное обучение на трех
языках. Целью данной программы является подготовка высококвалифицированных
конкурентоспособных специалистов, обладающих языковой компетенцией на основе
параллельного овладения казахским, русским и английским языками, мобильных в
международном образовательном пространстве и на рынке труда, способных к
межкультурной коммуникации. Важнейшей стратегической задачей образования
Казахстана является с одной стороны, сохранения лучших казахстанских
образовательных традиций, с другой стороны, обеспечение выпускников колледжей
международными квалификационными качествами, развитие их лингвистического
сознания. Идея полиязычности,
является частью национальной идеологии, нацеленной на становление и развитие
конкурентоспособного Казахстана – равного среди лучших. Английский язык как средство
международного общения занимает в мире лидирующую позицию. Это связано прежде
всего со стремительным развитием высоких технологий (космических,
информационных, лазерной техники, био - и нанотехнологий), экономики. Тот, кто
желает получить более высокие шансы на успешное трудоустройство и
профессиональную карьеру, должен в достаточной степени владеть хотя бы одним
иностранным языком. Знание языков расширяет кругозор будущего специалиста,
позволяет ему в современных условиях более успешно вести свою профессиональную
деятельность, особенно с зарубежными партнерами, быть мобильным, умеющим
строить свою собственную карьеру, и в будущем работать в условиях жесткой
конкуренции на отечественном и мировом рынках и активно содействовать
благополучному развитию всего общества. Однако
существуют некоторые проблемы полиязычного образования в нашей стране.
Например, нехватка учебников, необходимость в инновационных, профессионально –
ориентированных учебных пособиях, которые бы стимулировали познавательную
активность студентов и развивали их коммуникативные умения, нехватка
электронного учебно-методического материала на трех языках.
Трехязычие дает
возможность учащимся быть коммуникативно – адаптированными в любой среде, так
как владение тремя языками становится в современном обществе неотъемлемым
компонентом личной и профессиональной деятельности человека. Знание нескольких
языков дают реальные шансы занять в обществе более престижной как в социальном,
так и в профессиональном отношений положение. Знание родного, государственного,
русского и иностранного языков расширяет кругозор человека, содействует его
всестороннему развитию. «Казахстан должен восприниматься во всем мире как
высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками:
казахский язык государственный, русский язык как язык межнационального общения
и английский язык успешной интеграций в глобальную экономику». Обучение на трех
языках, и как следствие, владение ими практический в совершенстве, будет
способствовать приобщению учащихся к культуре и традициям разных народов.
Иностранный язык - это средство общения при контактах иностранных туристов с
обслуживающим персоналом на всех континентах, играет важную роль в таких сферах
человеческой деятельности как наука, техника, экономика, торговля, спорт,
туризм. Английский язык стал международным языком в авиации и судоходстве. Без
знания иностранного языка в современном мире не обойтись ни одному человеку.
Английский язык в наши дни является общепризнанным языком международного
общения. Он используется на 157 национальных авиалиниях (из 168 существующих в
мире). Это язык современного бизнеса, науки, делопроизводства, информационных
технологий. Успешным примером
практической реализации казахстанской модели полиязычного образования являются
Назарбаев Интеллектуальные школы и Назарбаев университет, преподавание в
котором ведется на английском языке. Обучение в этих передовых образовательных
центрах открывает для нашей молодежи дополнительные перспективы
интеллектуального, профессионального и карьерного роста. Еще в 18 веке
французский философ Ф. Вольтер говорил, что «знать много языков – значит иметь
много ключей к одному замку». Нурсултан Назарбаев стремится дать новому
поколению казахстанцев возможность владеть тремя языками: у всех языков одна
цель – коммуникация, однако, они достигают этой цели разными способами. Главная
цель, стоящая перед студентами – это развитие поликультурной личности,
способной на социальное и профессиональное самоопределение, владеющей несколькими
языками, способной осуществлять коммуникативно - деятельностные операции на
трех языках во всех ситуациях.
С целью обучения учителей
общеобразовательных школ английскому языку, были организованы курсы на базе
университетов.
Цель программы обучения:
совершенствование уровня владения английским языком педагогических кадров
средних общеобразовательных школ.
Программа состояла из 4
модулей:
•
Модуль 1 – интенсивное обучение академическому
английскому языку;
•
Модуль 2 – интенсивное обучение профессиональному
английскому языку (преподавание предметов ЕМЦ);
•
Модуль 3 – обучение теоретическим основам и методам
преподавания на английском языке;
•
Модуль 4 – изучение международного практического
опыта преподавание предметов ЕМЦ на английском языке.
Ожидаемый результат:
• владение английским
языком на уровне общеевропейских критериев;
• знание и понимание
предметной терминологии и академического языка;
• знание актуальных
методолических подходов к преподаванию дисциплин ЕМЦ;
• понимание философии
образования, современной педагогической теории и практики;
• понимание необходимости
оказания языковой поддержки учащимся, изучающих предмет посредством английского
языка;
• создание
профессионального сообщества (networking).
По завершению программы
необходимо:
1) разработать детальный
план применения, полученных на курсах повышения квалификации, знаний;
2) по окончанию 3-й четверти
2016/17 учебного года подготовить отчет
о результатах реализации данного плана.
В связи с этим был
составлен план работы на 3 четверть 2016-2017 учебный год:
№ п/п |
Мероприятие |
Классы |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Выступление на педагогическом совете «Полиязычие –веление времени» |
6-11 |
январь |
Андреева М.А., Дернина Т.А. |
2 |
Внедрение на уроках физики, химии и биологии терминологии на английском языке |
6-11 |
Январь-март |
Андреева М.А., Дернина Т.А. |
3 |
Внеклассное мероприятие по физике, химии и биологии |
10 |
Март |
Андреева М.А., Дернина Т.А. |
4 |
Анализ проделанной работы |
Март |
Андреева М.А., Дернина Т.А. |
ссылка
для видео