УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Вы заметили у своего ребенка особенности в поведении? Памятка поможет вам разобраться, имеются ли у ребенка признаки аутизма и нужна ли вам помощь специалистов.
ОСНОВНЫЕ НАРУШЕНИЯ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ АУТИЗМА.
Самые важные симптомы аутизма проявляются в том, как ребенок общается с детьми и взрослыми.
• Отсутствует или резко нарушен контакт «глаза в глаза» - ребенок не воспринимает образ собеседника целостным, поэтому часто смотрит «сквозь» человека.
• Отсутствует эмоциональная реакция на появление близких.
• Ребенок может внешне никак не реагировать на присутствие матери, но при ее уходе проявляет беспокойство вплоть до истерики.
• Одинаково относится к одушевленным и неодушевленным предметам.
• Проявляется повышенная чувствительность к физическому воздействию, прикосновению к нему.
• Может испытывать страх в общении со своими сверстниками, поэтому начинает проявлять к ним агрессию.
• Не реагирует на свое имя
• Прячется, жмурится или закрывает лицо и уши ладонями.
НАРУШЕНИЯ В РЕЧИ
Речь развивается медленно, ребенок может использовать жесты вместо слов или придавать словам неверное значение. У него наблюдается следующие нарушения речи:
• на первом году жизни отсутствует гуление, интонация в крике;
• в раннем возрасте- позднее появление первых слов и фраз;
• не отвечает на заданные вопросы;
• отсутствие «Я» в речи;
• постоянно повторяет одни и те же цитаты из мультфильмов и книжек, слова и фразы, услышанные от других.
НАРУШЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ
Важными характеристиками в поведении детей с аутизмом являются:
• Аутоагрессия в поведении- то есть агрессия против самого себя. Такое поведение ребенок проявляет, когда его что-то не устраивает. Это может быть появление другого ребенка в окружении, смена игрушек, обстановки места. При этом агрессивное поведение ребенка направлено на самого себя- он может ударить себя, кусать бить по щекам. Данное поведение может быть перенаправлено на окружающих. Такое поведение является своеобразной защитой от возможных изменений привычного уклада.
• Ритуалы в поведении - у ребенка имеется приверженность к постоянству приема пищи, одежды, игры. Стрессовым фактором может выступать смена блюда. Так если ребенок привык кушать кашу на завтрак, то поданный внезапно омлет, может спровоцировать приступ агрессии. Ритуал может заключаться в определенной подаче блюд, мытья рук, вставания из-за стола.
• Стереотипия- для ребенка характерны ритмичные покачивания, кружения вокруг оси, кивки, движение пальцев рук в виде перебирания, сгибания и разгибания, складывания, ходьба на цыпочках.
НАРУШЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для ребенка характерно увлечение сенсорным эффектом игрушек: яркие цвета кубиков, гладкая лакированная поверхность матрешки, звук с которым неваляшка падает на пол. Ему нравится трогать, вертеть, подбрасывать, ронять на пол, нюхать, пробовать на вкус: зубную пасту стиральный порошок. Отсутствует сюжетный замысел в игровой деятельности. Характерны игры со струей воды, переливание жидкости из одной посуды в другую.